Американский хоррор

Posted: Август 19, 2013 in Movies
Метки: , ,

blackchr2

  Люблю бессмысленные рассуждения, особенно про фильмы ужасов. Штука вот в чём. Жанр ужасоы в принципе довольно разнообразен. Помимо разнообразных поджанров, всяких там слэшеров, зомби-фильмов и так далее, в нём есть ещё школы. Чтоб не сказать национальные традиции. Грубо говоря, не всегда, но довольно часто даже не зная имени режиссёра, имён актёров и так далее, и смотря фильм в дублированном варианте, можно определить где именно он снят, или традицией какой именно «школы» вдохновлялся создатель. Само собой, то же самое верно в отношении любого жанра кино, но к счастью в «нормальном» кино я не разбираюсь, так что не будем об этом. И само собой качество фильма не определяется его «национальной принадлежностью». Ни в коем случае не следует считать что к примеру все итальянские хорроры абсолютно одинаковые — просто у многих из них наблюдаются некоторые общие черты.

   Так вот. Итальянцы, французы, скандинавы, англичане – это всё отлично. В последние годы фильмы ужасов начали и у нас снимать, но об этом в приличном обществе упоминать не следует. А Америка? С одной стороны, большинство современных мейнстримовых хорроров снимаются именно в Америке. Но можно ли считать их «американскими» в том же смысле, что скажем представителей славного жанра giallo«итальянскими»? Или «мейнстрим» всё таки считается интернациональным – глобализация, как-никак. Может, американский хоррор стал «глобальным», и то что нам кажется усреднённым мэйнстримовым фильмом на самом деле и есть фильм «американский»? Или есть всё таки какой-то сам по себе «чисто американский» хоррор? Первое предположение не интересное (хотя возможно оно и правильно), так что будем работать со вторым (хотя оно скорее всего неверно).

  Рассмотрим для начала историю жанра. Без особых подробностей, потому что подробностями этими можно заполнить толстую такую книжку, наверное даже не одну. Вдруг найдётся какой-нибудь жанр или поджанр, свойственный только и исключительно Америке? Так вот. Жанр ужасов впервые приобрёл массовую популярность в начале тридцатых, в Америке. В основном благодаря фильмам студии «Юниверсал». Штука в том, что считать эти американскими довольно сложно. И не только потому что Бела Лугоши – венгр, а Борис Карлофф – англичанин. Если как следует разобраться, очень многие режиссёры, сценаристы, операторы и прочие творческие личности, работавшие над классическими ужастиками «Юниверсал» либо приехали в Голливуд из Европы, либо обучались в Европе (в Германии в основном), что американского в этих фильмах – только место съёмки.  А вот дальше… Дальше последовали пятидесятые, в Америке в основном славные смесью хоррора и научной фантастики. Гигантские пауки, пришельцы, мутанты, всё такое. Это уже ближе. Хотя похожие сюжеты появлялись везде, американская киноиндустрия, коммерчески-ориентированная и с достпуом к огромным бюджетам, производила их обильно и масштабно. Тем не менее, во многих из них появились явно американские элементы, явно нигде больше не встречавшиеся. Дальше было интересно. Особенно интересно стало в начале семидесятых, с появлением слэшера. Вроде бы ничего более американского чем, скажем, «Пятница, 13-е» и не придумаешь  — подростки, летний лагерь, маньяк, всех убивают. На самом деле слэшер явление международное. Первый слэшер… вот блин вопрос. Будем придерживаться традиционного подхода. Будем считать первым слэшером «Психо» Хичкока. Официально фильм американский, но Хичкок – англичанин, первые свои фильмы снимал в Англии, «ремесло» осваивал в Европе, так что… Дальше – «Чёрное рождество». Канадский фильм, но снятый под столь явным влиянием итальянцев, что с тем же успехом мог бы быть европейским. И наконец «Техасская Резня Бензопилой». И вот о ней мы обязательно поговорим отдельно. Так или иначе, Карпентер, снимая «Хэллоуин», вдохновлялся «Чёрным рождеством» и теми же итальянцами, «Резни» там очень мало. А уж после «Хэллоуина» слэшер приобрёл массовую популярность, и понеслось.  Так что подростки подростками, но всё ж таки слэшер жанр очень международный. «Американские народные» элементы там если и появляются, то в общем-то они глубоко вторичны. А современный слэшер и вовсе жанр настолько «глобальный», что даже не смешно. В общем искать специфически американский жанр как-то бессмысленно. На самом деле мало кому повезло с цельным жанром – итальянцам, с натяжкой французам, я бы наверное ещё английскую готику в отдельный жанр записал. Но ведь каждая «национальная» школа и в рамках установленных жанров умудряется выделяться. Вы когда-нибудь видели, что скандинавы снимают? У них даже менйстримовое кино получается странное до жути. Может и у американцев что-нибудь такое есть? Может, если среди горы усредненного голливудского хоррора отыскать что нибудь специфически американское и определить, что в нём такого особенного, глядишь и вырисуется какое-никакое общее представление об «американской школе». И вот тут-то пора вернуться к «Техасской резне…».

  Формально «Техасская резня…» это слешер. Ну давайте сравним её с другими ранними представителями жанра. Общая канва в общем-то похожа – есть группа жертв, есть убийца, есть ну это… убийства. А вот всё остальное в принципе по другому. Начнём с сугубо кинематографической составляющей. Что «Психо», что итальянские предшественники, очень «визуальны», сняты очень артистично и очень изобретательно. «Психо» и вовсе один из переломных моментов в истории кино, а итальянцы всё и всегда снимают, как будто занимаются живописью. «Резня…» же снята нарочито просто. Если бы в начале семидесятых придумали уже жанр foundfootage, Хупер бы наверняка снимал свой шедевр именно так. Предельно просто, реалистично, и жестоко. Нет, не поймите меня неправильно, с композицией там всё в порядке ,и освещение сделано (учитывая чисто технические ограничения) качественно, с режиссёрским образованием у Хупера всё в порядке, но никаких визуальных изысков в «Резне» нет. Реализм – залог здоровья. Сеттинг. Позже слэшеры будут «происходить» в пригородах, чтобы быть поближе к аудитории, в летнем лагере, чтоб изолировать жертв, или как в «Резне» — где нибудь в жопе мира, на природе. Итальянские giallo – почти всегда в городах. «Чёрное рождество» — опять таки в пригороде. Так вот, хотя позже появилось множество имитаторов, для своего времени «сельский» сеттинг «Резни…» был уникален. Персонажи, реализм, обстановка  – до «Резни…» такого не было. Фильм получился уникальный (что и обеспечило появление многочисленных подражателей). И главное, следов какой-либо из устоявшихся «традиций» в нём практически не было. Ну что ж, такое периодически случается. Таланливые чуваки снимают оригинальные фильмы, иногда и исключительно самостоятельно. Единичный случай. Или всё-таки нет? А были ли вообще фильмы на «Резню…» чем-то похожие, но при этом не являющиеся неудачными попытками повторить культовую классику?

Продолжение следует

Продолжение следует

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s