История варгеймов 4: пятидесятые, Джек Скруби и Дональд Фезерстоун

Posted: Январь 29, 2015 in Games, Uncategorized
Метки: , , , , ,

sherlock

   Может показаться, что после Прэтта, или даже после Уэллса, ничего особенного интересного с варгеймами не случалось довольно долго. Может показаться даже, что хобби это практически исчезло. На самом деле никуда оно не исчезало, дело тут в отсутствии коммуникации. Это сейчас найти и правила, и миниатюры, и людей с которыми можно поиграть просто — достаточно минутного поиска в Гугле. А в пятидесятых годах интернета не было, и «комьюнити» в современном понимании не было. В лучшем случае несколько человек, живущих относительно недалеко друг от друга, объединялись в неофициальный клуб. Были, конечно, американское и британское общества собирателей солдатиков, но, во-первых, даже про них знали далеко не все, а во вторых деятельность их была вялой и коммуникативной функции они совершенно не выполняли. Так и оставались варгеймеры маленькими уютными кучками в лучшем случае, а то и вовсе по одиночке (Тони Бат (Tony Bath), о котором в следующий раз, несколько лет играл исключительно сам с собой). С одной стороны печально, с другой – в каждой такой кучке появлялись свои идеи, свои системы правил (или модификации уже известных), свои методы организации игр, да даже свой стиль общения. Многое из того, что сейчас кажется нам само собой разумеющимся зарождалось именно так – в личном общении или переписке немногочисленных энтузиастов. В результате в варгеймерском сообществе скопилась некоторая критическая масса идей (и сопутствующего им энтузиазма), которая искала выхода. И нашла его. Хочется сказать, что благодаря таким-то и таким-то выдающимся личностям, но на самом деле не вполне так. В столь небольшом сообществе надолго оставались только настоящие энтузиасты, если не талантливые, так по крайней мере упорные, и на грядущее возрождение настольного варгейма в той или иной мере повлияли практически все. Говоря попросту, если всё ваше сообщество составляет 15 человек на огромную страну, то идеи каждого из них почти наверняка как-то да повлияют на ваше коллективное (и не только) творчество. Но простоты ради можно указать несколько товарищей, которые в силу то ли таланта, то ли энергичности, то ли удачного стечения обстоятельств оказались на самой что ни на есть «передовой» развития варгейма, и до сих пор считаются отцами-основателями и патриархами. Для начала обратим внимание на самых бородатых и патриаршистых патриархов, какие вообще бывают. Сегодня нас будут интересовать Джек Скруби и Дональд Фезерстоун.

   Если можно вообще сказать, что кто-то единолично возродил интерес к варгеймам у широкой публики, то это был Джек Скруби. Скруби начал играть в 1952 году. Человеком он был предприимчивым и деятельным, и просто играть ему скоро наскучило. В 55 году она начал продавать миниатюры. Миниатюры тогда были проблемой: они были либо некачественны и исторически недостоверны, либо дороги, в любом случае неудачного масштаба (самым распространенным был масштаб 54мм, что для игр как таковых жутко неудобно), и даже такие было непросто найти. А иногда и вовсе невозможно, если вас интересовали, например, Древний мир или Средневековье — наполеонику и XIX век ещё можно было найти, а вот более «ранние» миниатюры отсутствовали как класс. Скруби задался целью сделать миниатюры для начала хотя бы доступными. Используя поначалу готовые формы (впрочем уже с 58 года лепить Скруби тоже начал сам), он отливал миниатюры из того же свинцового сплава, который использовался для типографских наборных шрифтов. В результате фигурки получались качеством не хуже самых дорогих аналогов, но при этом были по карману любому желающему (15 центов за миниатюру в 1962). Ассортимент у Скруби был, конечно, не такой как в нынешних крупных магазинах, но значительно шире и интересней, чем где-либо ещё в пятидесятых. Кроме того, на радость фанатам Скруби был крайне внимателен в смысле исторической достоверности миниатюр. Продавались они поначалу по почте, свой собственный «настоящий» магазин, торгующий миниатюрами, картами, книгами правил и прочими аксессуарами, «The Soldier Factory», Скруби открыл только в 1973 г., в городке Камбрия в Калифорнии. К тому моменту миниатюры производились из сплава свинца с оловом, который использовался вплоть до середины девяностых. Фигурки производства Скруби теперь, конечно, найти непросто, но вот скажем миниатюры из первых редакций «Warhammer», отлитые из этого же сплава, который Скруби если не изобрел, то точно популяризовал, встречаются. Кстати, он же чуть ли не первым начал использовать формы из вулканизированной резины, их тоже используют до сих пор. А ещё, позже, уже в 70-х он же отлил и выпустил первые фэнтезийные фигурки для D&D.

   В принципе одного производства и продажи дешёвых, качественных, разнообразных и почти всегда исторически

Первые подписчики WGD

Первые подписчики WGD

точных миниатюр было бы достаточно, чтоб Скруби помнили до сих пор, но производством его деятельность не ограничивалась. И дело даже не в том, что он был одним из основателей Ассоциации Варгеймов Долины Сан-Хоакин (San Joaquin Valley War Gaming Association (SJVWGA)), одного из старейших существующих варгеймерских клубов. Чуть разобравшись с производством, Скруби дал выход своему кипучему организаторскому таланту. Во-первых, его усилиями прошел первый конвент варгеймеров в США (и один из первых в мире, если вообще не самый первый). Пришло целых четырнадцать человек. Большое дело. Во-вторых, в 1957 Скруби начинает публиковать War Game Digest, первый специализированный журнал. Журнал выходил четыре раза в год, годовая подписка стоила 4$. Авторами были, натурально, его подписчики. Статьи были посвящены разным игровым тонкостям (часто не связанным с правилами как таковыми) или военной истории, встречались и художественные произведения, и перепечатки газетных стрипов. Были и правила – в частности придуманные Чарли Свитом первые правила специфически для Средних Веков. Конечно, попадись WGD в руки новичку, предназначенные для преданной и искушенной аудитории тексты его вряд ли заинтересовали бы, но по крайней мере активные игроки могли свободно связываться друг с другом через журнал, а их идеи, созревшие за годы изоляции, начали распространяться и эволюционировать. Кстати, если вы думаете что варгеймы сейчас – хобби очень ограниченного круга лиц, то это вы просто в пятидесятые не жили. Первые номера WGD печатались тиражом в героические 40 экземпляров, по числу подписчиков. Подписчиков из США, Канады и Англии вместе взятых.

   Зато оказалось, что у каждого из этих сорока есть всякие свои идеи, которые можно активно и увлеченно обсуждать. Оказалось, что есть ещё довольно много народу заинтересованного в хобби, но не имеющего возможности им заниматься, потому что ни миниатюр, ни правил так просто не найдёшь – а тут вдруг журнал, в котором и контактная информация есть, и правила, и советом всегда помогут, и даже новости начали появляться, и ещё можно с кем-нибудь познакомиться по переписке. С появлением WGD сообщество варгеймеров начало стремительно расширяться. Меньше чем через два года подписчиков было уже пара сотен, и число это постоянно росло.

   В общем, сообщество как мы его знаем сегодня, родилось именно с появлением WGD. И дальше очень долго развивалось под эгидой всё той же «старой гвардии» — Скруби, Свит, Шерлок, Фезерстоун и прочие оставались активны ещё несколько десятилетий. Фезерстоун и вовсе скончался совсем недавно, в 2013 году, вскоре после публикации последней своей книжки. Кстати о Фезерстоуне. Второй главный претендент на звание «отца» современных варгеймов. Англичанин Фезерстоун, физиотерапевт по профессии, танкист по военной специальности и писатель по призванию, познакомился варгеймами в 1955 году, и первым его оппонентом был его же младший брат, а первыми правилами – «Маленькие Войны» Уэллса. Фезерстоуну, с его военным опытом и интересом к истории хотелось большего. Вторым его оппонентом стал опять-таки Тони Бат (который наконец-то перестал играть в одиночку). А в 1960м году Фезерстоун присоединился к Скруби в публикации WGD. Теперь два номера в год выходили в Америке под редакцией Скруби, два – в Англии, под редакцией Фезерстоуна и Бата. Выходили недолго, всего два года. В 1962 Скруби и Фэзерстоун изрядно поспорили. И предмет спора нам уже знаком – что такое по сути варгейм, развлечение или учебный инструмент, тактическое упражнение? Насколько он должен быть приближен к реальности? Обойдёмся без пересказа – самые хитрые быстро обнаружат PDF-файл, со «спорной» статьей Фезерстоуна из английского WGD и ее переводом на русский. Кто оказался прав – судить сложно, но из WGD Фезерстоун ушёл. Отметим только, что позже он пересмотрел своё мнение, и признал важность связи исторического варгейма с военной историей (что тоже спорно, но пока не будем об этом).

   Скруби известен в первую очередь как организатор. Фезерстоун тоже в этом смысле немало сделал – и первый конвент в Англии организовал (1966), и на BBC про хобби хорошо рассказывал, и собственный журнал Wargamers’ Newsletter издавал, но известен он прежде всего как автор. Писал Фезерстоун много и разнообразно – правила, идеи для кампаний, книжки с бэкграундом отдельных периодов, общие рассуждения о варгеймах вообще, даже исторические романы. Первая его работа – War Games 1962 стала возможно первой в своем роде. War Games была одной из первых книжек изданных не силами самого варгеймерского сообщества, а нормальным издательством, и разошедшаяся неплохим тиражом (значительно больше 40 экземпляров). Кроме того, чуть ли не впервые со времен Уэллса, Фэзерстоун ясно и доходчиво объяснил об чем собственно разговор, как в это можно по разному играть, как проводить кампании, и так далее – в общем, сделала книжку для новичков. Ну и целых три варианта правил – для Древнего Мира Тони Бата, американская гражданская война самого Фезерстоуна и вторая мировая Лайонела Тарра, тоже пришлись очень к месту. Начав в 1962, дальше Фезерстоун уже не останавливался, всего написав больше 50 книг о варгеймах, предназначенных как для опытных игроков, так и для людей с хобби вообще незнакомых. Писал он, судя по популярности книжек среди широкой (для такого специфического материала) аудитории, хорошо. Именно успех его книг, в первую очередь неоднократно переиздававшейся War Games, по настоящему познакомил широкую публику с варгеймами, привлёк толпы новых игроков и в целом определил дальнейшее развитие хобби.

   Вот так вот два человека, при поддержке группы друзей, коллег и братьев по разуму, превратили варгейм из довольно бесперспективного развлечения для отдельных чудаков в процветающее хобби, каким мы знаем его сегодня. А про Тони Бата – в следующий раз.

Если узнали эту карту - вы молодец, возьмите с полки пирожок

Если узнали эту карту — вы молодец, возьмите с полки пирожок

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s