Assassin’s Creed: ретроспектива

Posted: Ноябрь 20, 2015 in Games
Метки:, ,

fbocrrke5l2pxzutbeqs

По просьбам трудящихся и в связи с выхдом очередной части — небольшая ретроспектива серии Assassin’s Creed. Ну как небольшая, относительно небольшая. Игр всё-таки много, так что в пару страниц всего не вместишь. Несколько замечаний: 1) мы стараемся обходиться без спойлеров, но получается не везде, так что если спойлеры вас волнуют — будьте осторожны, читайте на свой страх и риск 2) речь идет только об играх основной серии — всякие мобильные, фэйсбуковые и прочие спин-оффы для портативных консолей не учитываем, потому что время и место не бесконечны 3) то же касается и «больших» спин-оффов «Rogue” и «Liberation”, но про эти через пару дней появиться отдельный текст.

Если кто вдруг не в курсе. Серия Assassin’s Creed появилась на свет в 2007 году, и с тех пор новые игры появляются почти каждый год. На данный момент в основной серии их 7, не считая Syndicate который выходит 19 ноября этого года. Общая канва такова — есть два тайных общества, хорошие и добрые ассасины, злобные и тоталитарные тамплиеры (блин, вот несчастные люди тамплиеры, сидели себе копили бабки, никого не трогали, только чтобы через несколько веков их всякие конспирологи и разработчики популярных виеодигр обвиняли во всех сметрных грехах). В наше время хитроумные ученые этих тайных общества рзработали машину под названием Анимус, позволяющую человеку пережить заново зашифрованные в «генетической памяти» события жизни далеких и не очень предков. Предки эти — по крайней мере некоторые из них — в определенные моменты находили и\или прятали артефакты, оставшиеся от древней сверхразвитой цивиллизации, имевшей некоторое отношение к появлению человека. А в ближаешее время нас ждет апокалипсис, остановить который, скорее всего может как раз один из таких артефактов. Это не считая того, что каждая из т. н. «частиц Эдема» сама по себе — мощная штука. Некоторые оказываются оружием, некоторые — хранилищем знаний, некоторые позволяют управлять сознанием оркужающих, и т. д. Так что и ассасины, и тамплиеры за ними охотятся, а чтоб знать где искать — засовывают первого из протагонистов, Дэзмонда Майлза в этот самый Анимус и отправляют в прошлое. Где и происходит основная часть событий всех игр. Дальше начинаются спойлеры, так что о дальнейшей судьбе дэзмонда не будем. Научной фантастикой это можно назвать с большой натяжкой, идея конечно соврешенно оторванная от всякой реальности вообще. Историческая достоверность прошлого тоже оставляет желать много лучшего. Но к историческому прошлому в играх, помимо стратегий, обращаются так редко, что даже в таком варианте оно всё равно достаточно интересно, а конспирологические истории — всё-таки очень забавная штука, так что в смысле истории серия AC, если не пытаться воспринимать её слишком серьезно, вполне интересна. Естественно, не все игры серии одинаково хороши, так что для желающих понять вокруг чего весь шум, а может даже и попробовать поиграть, рассмотрим коротко все «большие» AC.

Assassin’s Creed

История:
История первого АС по сравнению с остальными не слишком эпична – что, впрочем, не значит что она хуже остальных. Напротив, объективно история первой части – возможно, самая сильная во всей серии. Завязка предельно простая – злые тамплиеры, хорошие ассасины. Альтаир, главгерой, облажался во время попытки вытащить какой-то артефакт с Храмовой горы в Иерусалиме, и теперь, пониженный в звании, вынужден расплачиваться за свои ошибки, по одному вынося тамплиеров, постепенно распространяющих своё влияние в Святой Земле. Только на самом деле всё оказывает несколько сложней – ассасины не то чтобы прямо вот хорошие, тамплиеры не всегда плохие, отношения между двумя организациями и их цели не сводятся к «а убьем-ка друг друга». Несмотря на кажущуюся простоту, история получается довольно захватывающей и периодически вызывает даже желание подумать. Самая сложная – не в смысле обилия событий, а тематически — и интересно написанная из всех игр серии.

Протагонист:
Альтаир крутой. Нет, серьёзно. Поначалу он может показаться унылым, но это потому, что поначалу он молчит. Скучно играть персонажем у которого все реплики – «да, учитель», «нет, учитель», «покойся с миром». Это в «Думе» такое простительно, а вот если историю пытаетесь спереть из книжки, причем хорошей (да, сценаристы в принципе и не скрывали что активно вдохновлялись «Аламутом» Владимира Бартола), то извольте и героя обеспечить соответсвующего. К счастью, к середине игры Альтаир начинает говорить, а периодически даже думать. При общей скупости нарратива – это всё-таки не РПГ, жанр не предполагает многочисленных диалогов — персонаж получается на удивление сложным. С одной стороны Альтаир воспитывался среди асасинов с раннего детства – то бишь с раннего детства из него готовили профессионального убийцу. Кстати сколько ему лет на момент начала игры прямо, кажется, не говорят, но явно меньше тридцати. Молодой, горячий, и при этом воспитанный фанатиками. Жутковатый должен быть тип. Правда, ассасины местные пусть и фанатики, но всё ж таки профессионалы, так что Альтаир поначалу – этакий Агент 47 в средневековом антураже, холодный, расчетливый профессионал. Не то чтобы злой, но сосредоточенный на своей цели и не слишком переживающий о средствах. Штука в том, что при таком воспитании и такой работе Альтаиру удалось сохранить не только остатки гуманности – впрочем, не мешающие работе, тут очень четко мухи отдельно, котлеты отдельно, но и некоторую самостоятельность мышления. Если вдуматься, человек которому пару десятков лет, всю сознательную жизнь, промывали мозг, а он всё равно начинает сомневаться в богоподобном начальстве и задавать неудобные вопросы – пусть не сразу и с усилиями – это довольно круто. Немногословный робот-убийца к концу игры превращается во всё ещё немногословного, но заметно более самостоятельного убийцу с непривычными, но всё таки идеалами. В принципе история Альтаира – пространное размышление на тему что собственно могли иметь ввиду, когда говорили «ничто не истина и всё дозволено». К сожалению, пубертатные фанаты по сей день уверены, что имеется ввиду, что мамку можно не слушаться и домашку можно не делать.

Геймплей:
Разработчики из Ubisoft не придумали ничего особо нового, но собрали из знакомых элементов – акробатики Tomb Raider, стэлса Metal Gear Solid и Thief, рукопашной много откуда – довольно интересную и оригинальную картинку. Полюбоваться которой можно во время сюжетных миссий. Их всего девять. В общем случае: собираешь информацию о цели (где живет, куда ходит, где и когда точно появиться на публике и т.п.), и дальше начинается веселье. Вот ты, вон там цель, делай что хочешь. Хочешь – прорубайся с мечом наголо, хочешь будь скрытным и незаметным, прячься в толпе или подбирайся тайком по крышам, хочешь устраивай суматоху и под шумок втыкай цели нож в печенку. За исключением пары случаев – финальной миссии, или засады, устроенной одной из жертв – так всё и работает. Ограничения есть, но не искусственные. Например, ближе к концу одна из жертв уже в курсе что за ней скоро придут, и соответственно окапывается и переселяется на корабль в окружении толпы стражников. Это, конечно накладывает определенные ограничения на действия игрока — вариант с толпой тут никак не прокатит. Но так а чего вы ждали, не все же жертвам вести себя совершенно одинаково, но то он и ассасин, чтоб приспосабливаться. Сюжетные миссии хороши. Проблема в предварительной стадии собирания информации – которая выполнена как набор стереотипно «игровых» заданий – типа, собери все флажки в районе за минуту, набей морду воооон тому парню, пробеги из точки А в точку Б очень быстро. Скучно становится практически сразу, а повторяется этот цикл уныния, кажется, до бесконечности. Сюжетные убийства стоят того, чтоб быстренько разбираться с этой хренью, но всё равно утомляет. Ну и да, кроме миссий занять собственно нечем. Для open world – игр – смертный грех. Есть забавы типа коллекционирования флагов, но проблема в том, что ничего окромя морального удовлетворения от них не получаешь, так что здоровому человеку резона этим заниматься – никакого.

В общем задачей первой игры было проверить сработает ли новая «формула»: «паркур+стэлс+рукопашная+исторический сеттинг». Сработала, ещё как. Вкладывать деньги, время и силы во всякое обрамление и украшательство поначалу не решились – могло ведь и не сработать.

Assassin’s Creed 2

История:
Дело на сей раз происходит в Италии конца 15 – начала 16 века. Семья Аудиторе (официально богатые купцы, реально – ассассины) в результате вражеских интриг оказывается практически перебита. Единственный выживший из сыновей, семнадцатилетний Эцио, находит отцовский тайник с ассасинским снаряжением и отправляется страшно мстить. Попутно всплывает история с древними артефактами, за которыми приходиться мотаться по всей Италии.
Странным образом, история второго АС кажется гораздо сложнее и богаче первого. Странным – потому что на самом деле, при внимательном рассмотрении, она на порядок проще. Точно известно, что вот эти парни хорошие, вот эти плохие. Если плохие – то они совсем плохие, типа реально злые, без всяких положительных качеств, а хорошие – так совсем хорошие. Вопросы типа «почему хорошие парни не напрягаясь убивают ни в чем не повинных городских стражников десятками» тактично игнорируются. Никаких сомнений в праведности главгероя и компании возникать не должно. Они, правда – в смысле компания – сборище воров, наемников и прочих сомнительных личностей, но неееет, раз хорошие – значит хорошие. Главный антагонист известен практически с самого начала, цель проста и ясна – найти гадину и придавить. Примитивная на самом деле история.
Но не любить AC2 всё равно сложно. Потому что при всей примитивности, она такая… как авантюрный роман. Приключения, интриги, тайны, запоминающиеся харизматичные персонажи, положительные и отрицательные. Простая история, но такая живая и бойкая, что душа радуется. Так и хочется пересказывать все перепитии сюжета, запивая вином и бурно жестикулируя.

Протагонист:
Альтаир был сиротой, с детства воспитывался как ассассин и был абсолютно предан своему делу. Эцио был вторым по старшинству отпрыском многочисленного счастливого семейства, и довольно долго был занят в основном пьянством, развратом и случайными драками. И даже позже, к концу второй части, через двадцать лет, значительно помудревший и заматеревший Эцио всё равно не дурак выпить, любит женщин (одну даже прям посмотреть дают как? это самое, любит), и окружен друзьями и семьей. Сложно представить двух более непохожих персонажей. В начале игры Эцио по сравнению с Альтаиром и вовсе смотрится ребенком, хотя разница в возрасте между ними не так уж велика. Зато Эцио написан гораздо подробней. Мы знаем про него гораздо больше, и сопереживать ему гораздо проще. Не говоря уж о том что история первой игры укладывается чуть ли не в один год, а во второй у нас есть возможность наблюдать жизнь Эцио на протяжении почти двадцати лет – от мальчишки-раздолбая до опытного ассассина. Кроме того, при всём своем раздолбайстве, при всей своей – поначалу – горячности, Эцио в целом приятный парень, куда ближе к общепринятым представлениям о хорошем человеке, да и в харизме ему не откажешь – чего не скажешь о мрачном и нелюдимом Альтаире. Кто круче – вопрос вкуса, сильные стороны есть у обоих персонажей.

Геймплей:
А вот в этом смысле вторая часть первую уделывает однозначно. «Формулу», понятное дело, сохранили, попутно исправив оставшиеся мелкие и не очень недочеты – вроде убожества с невозможностью плавать. Побочных занятий, помимо основного сюжета, стало больше, и они стали интересней. Коллекционирование оказывается гораздо более осмысленным, потому что за него теперь дают разнообразные бонусы и радости. Поиски «истины» — вообще дело чуть ли не более захватывающее, чем беготня по сюжету. Находишь загадку, решаешь – получаешь крохотный кусочек видео. Сами загадки не то чтобы сильно сложные, но на пару минут занимают, а кроме того содержат множество всяких забавных конспирологических намеков, некоторые из которых придется поискать. Для одного так и вовсе придётся читать зашифрованную надпись – шифр, конечно, для мартышек, а всё равно приятно. Само видео оказывается не слишком интересным, но процесс поисков очень занимателен. Появляются и побочные задания – контракты, не связанные с сюжетом и сводящиеся к банальному «убей вооооон того парня», но всё равно забавные и приносящие немалый доход. Даже экономика с возможность отстроить пусть небольшой, но зато свой, родной городок не раздражает. А главное муть с «собиранием информации» через дурацкие мини-игры исчезла. Сюжетные задания чуть потеряли в свободе, но, к счастью, не до конца – в большинстве случаев вариантов действий всё таки хватает. Пожалуй главная проблема AC 2 – бой. У первой части эта проблема тоже была, но не настолько выраженная. Альтаир был конечно, довольно крут, но всё таки не то чтобы совсем неуязвим, и даже у самого ленивого игрока был некоторый стимул ну хоть немножко думать, а не переть напролом с мечом наперевес. Впрочем, ближе к концу игры и Альтаир оказывался откровенно перекачан. Гаррет из «Вора» трясется от зависти и шепчет ласковые слова любимой дубинке. Эцио же уже к середине своих похождений превращается в полного монстра, а уж как соберет броню Альтаира , так всё, он ещё и неуязвимый. Отыгрывать скрытного хитроумного ассассина никто не мешает, но это требует именно отыгрыша. А если лениво – меч в зубы и вперед, покрошить за раз пару десятков стражников вообще не проблема. Всё потому что, контратака оказывается фактически кнопкой мгновенной победы. В общем сложность игры от этого конечно снижается. Если стараться отыгрывать – к примеру, без абсолютной необходимости не поднимать тревоги – местами требуются ощутимые усилия, а если пофиг – в режиме терминатора игра проходиться быстро и безболезненно.
В целом:
Несмотря на недостатки боевой системы, AC2 – возможно, лучшая из игр серии. Качественная история, приятный протагонист, великолепно сделанный сеттинг – детализация архитектуры потрясающая, толпа на улице живая, стражники… ладно, стражники тупые, но им так положено – и отточенный, отполированный игровой процесс. Чудесная игра, чего уж там.

AC: Brotherhood

История:
Не плохая, но глубоко бессмысленная. Очень много всяких событий – Монтериджони, с таким трудом отсроенный в прошлой игре сожгли, древний артефакт, спасенный из лап злодея, похитили, дядю Марио порешили, Эцио сбежал в Рим… ещё всякая беготня.. кого-то убивают, кто-то с кем то воюет… Эпическая конфронтация… А в итоге – пшик. В конце второй части Эцио находит артефакт, в начале этой артефакт похищают, в конце Эцио его себе возвращает. Статус-кво в конце этой и предыдушей игр одинаков. Вот и получается, что история, при всей закрученности – и то кстати сильно уступающей прошлой серии – нафиг не нужна. Всё значимое на самом деле легко влезло бы в DLC ко второй части.

Протагонист:
Ничего не изменилось. Всё тот же Эцио, из конца второй части. За время событий Brotherhood меняется минимально.

Геймплей:
Тут ситуация получше. Во второй части «формула» AC была отполирована до совершенства, но Brotherhood всё же приделали ряд приятных финтифлюшек. Во-первых, мини-игра по управлению другими ассассинами – каждый из которых всяко прокачивается, задания выполняет и всё такое – оказалась на удивление захватывающей. Во-вторых, возможность пользоваться помощью своих рекрутов в «повседневной» жизни радует. Хотя возможность вызвать целый водопад стрел, мгновенно кончающий всех стражников в поле зрения совсем уж облегчает и без того не слишком сложный игровой процесс, наблюдать за тем как рекруты – собственноручно выдрессированные – выскакивают из толпы и режут кого надо, или героически рубятся плечом к плечу с учителем несомненно приятно. Ну и всякие плюшки для самого Эцио, вроде конного боя и возможности ездить на лошади по городу радуют, особенно арбалет – хотя с мощностью огнестрельного оружия и при этом бесшумный он окончательно добивает и без того хрупкий баланс — тоже радуют. А Рим огромный и красивый, хотя сделан и близко не так тщательно, как Флоренция и Венеция прошлой части. Памятники и прочие известные места хороши, а вот остальное выглядит штампованно-однообраным. Хотя может в Риме так и было, кто знает.

В целом:
Если AC 2 уже кончился, а хочется ещё, то Brotherhood очень даже радует – то же самое, только ещё тщательней отполированное, уже совсем до совершенства, и больше. Но помимо этого ничего исключительно интересного тут нет. Прогресс серии после второй части остановился надолго.

AC: Revelations

История:
Постаревший Эцио отправляется в Константинополь, разбираться с наследием Альтаира. Сюжет Revelations довольно примитивен – герой, злодеи, надо найти очередной древний артефакт, всё знакомо. Интересны тут не события, а персонажи. Самые яркие, запоминающиеся моменты Revelations практически не связаны с собственно событиями. Смотреть за очередным раундом борьбы с тамплиерами уже скучновато, а вот история Эцио, внезапно осознавшего, что в жизни-то ничего кроме постоянной войны, убийств, интриг и прочего не было, а старость уже близко, по своему занимательна и даже где-то трогательна. Лучшее же в Revelations – флэшбеки, в которых раскрывается история жизни Альтаира после концовки первой части – от молодого лидера ассасинов и счастливого отца семейства до пожилого патриарха, возвращающегося домой и обнаруживающего, что его орден превратился усилиями преемников в сборище фанатиков, и так далее. Финальная сцена — Альтаир, запирающйся в библиотеке штурмуемого монголами Масиафа – один из самых сильных эпизодов всей серии. Истории Эцио и Альтаира заканчиваются весьма достойно. Собственно сиюминутный сюжет на этом фоне кажется мелкой и скучной возней.

Протагонист:
К чести сценаристов надо сказать – «матерые» Эцио и Альтаир очень хороши. Оба, понятное дело, круты как фиг знает что – ещё бы, после стольких лет практики – но при этом обоим свойственна некоторая человеческая уязвимость и иногда неуверенность, превращающая их из совсем уж стереотипных железных стариков в довольно правдоподобных людей.

Геймплей:
А вот в этом смысле Revelations оказался практически провалом. Нововведений по сравнению с предыдущими частями самый минимум, и все неудачные. Добавили крюк, облегчающий и ускоряющий карабканье (но не настолько, чтоб его прямо вот замечать), крафт бомб (абсолютно бесполезный и неинтересный) и совершенно идиотскую игру в стиле Tower Defense, заслужившую справедливое всеобщее осуждение. Миссии, что сюжетные, что всякие побочные, стали ещё более однотипными, а свободы игроку оставили ещё меньше – делай, блин, как разработчики придумали, и не пытайся даже выделываться. Вот же тебе очевидно нарисовано, что вот сюда надо залезть, вот это оружие взять и вот так вот сделать. Планирование? Разные варианты прохождения? Свобода выбора? Да ну нафиг, кому оно надо. Вдобавок Константинополь оказался удивительно уныл. Что обидно, потому что вообще-то город офигенный. И тем не менее – Флоренция, Венеция, Рим, даже Акра и Иерусалим, были живыми, узнаваемыми и индивидуальными. Константинополь состоит из уныния и штамповки, и даже толпа – которая вроде бы должна вести себя так же как в прошлых частях – кажется менее активной и интересной. В общем Revelations хочется проходить – чтоб поскорее добраться до следующего флэшбека с Альтаиром, или очередной встречи Эцио с Софией – но в него не хочется играть.

Assassin’s Creed 3

К этому моменту новые AC выходили стабильно раз в году уже три года подряд, и серия начала напоминать очередную бесконечную франшизу типа Call of Duty — по игре каждый год, с минимумом изменений, всё равно покупатели всё схавают. Третью часть за эту повторючесть тоже критиковали — несправедливо критиковали. Всяких нововведений в ней хватало. К сожалению, по большей части неудачных.

История:
Дело происходит во времена американской войны за независимость, в третьей четверти 18 века. Борьба тамплиеров и ассасинов на сей раз пересекается с борьбой роялистов против сторонников независимости — впрочем, ассасинов в Амеркие мало, а тамплиеры есть на обеих сторонах, так что история хотя бы не приравнивает врагов американской независимости к злобному тайному обществу. Вообще сеттинг выбран удачно, да и сам сюжет, в который вписаны многие из наиболее «иконографичных» эпизодов войны за независимость вполне неплох, хотя очередные поиски очередного древнего артефакта уже немножко подзадалбывают. Зато в этой части одним из артефактов, пусть и самым маленьким и слабеньким, дают попользоваться, и не одну сцену как в Brotherhood, а на постоянной основе. Проблема истории AC3 – она незначительна. Поскольку формально война за независимость и война с тамплиерами — два разных конфликта, то в эпических исторических событиях мы участвуем лишь постольку-поскольку. И довольно убого участвуем — показанное в трейлере эпическое сражение на практике оказывается короткой и не особо интересной мини-игрой. Да и борьба с тамплиерами в этот раз — не столько конфликт двух тайных обществ и борьба за мировое господство, сколько месть одного конкретного индивида другому конкретному индивиду. Да, у Эцио во второй части мотивация была примерно такая же, но там он вмешался в эпические события, которые в общем и без него происходили, и постепенно образумился. Здесь же всё — и события, и персонажи, и замыслы их — как-то мелко и не впечатляет. И да, отчасти виной тому протагонист.

Протагонист:
Коннор — худщий протагонист в истории AC. Он скучный. Собственно, кроме того что он индеец и хочет отомстить своему папаше-тамплиеру и его приспешникам, про него особо больше ничего и не скажешь. Никаких примечательных личных качеств у него нет. Альтаир тоже был весьма целеустремленным молодым человеком, но он помимо этого ещё и периодиески думал своей головой, и проявлял изредка нормальные человеческие эмоции. Эцио тоже поначалу был зациклен на мести, но при этом оставался в общем то веселым жизнелюбом. Единственное, чем примечателен Коннор — он даже после многих лет обучения продолжает вести себя как истеричный подросток. Его отец-тамплиер, Хэйтем, за которого дают поиграть в самом начале, был бы куда более интересным главгероем. Вообще самый интересный аспект в истории третьей части — чуть более сложный чем в предыдущих играх образ тамплиеров. Сценаристы стараются показать, что ассассины зачастую могут быть неосторожны и откровенно опасны, а тамплиеры в принципе не всегда законченные злодеи, и зчастую оказываются куда разумней, если не гуманней, своих противников. Идея интересная, но общая унылость повествования губит весь её потенциал.

Геймплей:
Спасти AC3 с его скучным протагонистом и невпечатляющей историей мог бы геймплей. И надо отдать должное разработчикам — они честно старались. Сохранив, естественно, общую формулу, они честно старались разнообразить игровой процесс. К сожалению, практически все нововведения оказались неудачными. Значительную часть игры мы проводим не в городах, а на фронтире — в лесу, то бишь. Города нужны для сюжетных заданий и продажи лута. При этом от привычной беготни по крышам игрока решили отучить — солдат\стражи в городах такое количество, что спокойно полазать практически не дают. Да и города все больше мелкие, с невысокими домиками по которым толком не попрыгаешь, и однообразные, почти без интересных достоприменчательностей. Невольно приходиться привыкать ходить по улицам, как все нормальные люди, а скакать и прыгать только по деревьям на фронтире. Потенциально могло бы выйти интересно, но не вышло — скачки по лесу по сравнению с бегом по крышам скучны и однообразны. Добавленные в городах системы подземных коммуникаций ещё более унылы. Добавили систему крафта, но пользоваться ей особого резона нет — достаточно собрать пару крутых стимпанковых машин в качестве сувениров и всё, производить бочки и мебель на продажу скучно, да и никакого резона заниматсья этим нет — деньги всё равно зарабатываются по другому. Охота — при том что механика охоты довольно большая и сложная — так же быстро надоедает. Плюс куча унылых мини-игр. В общем, попытка обновить геймплей присутсвует, но реально единственным интересным нововведением оказывается морской бой, которого ужасно мало.

Наши дни

Да, во всех AC есть кусочки истории, происходящие в наши дни. Формально они как раз – основной сюжет серии, а все побегушки в прошлом – побочный. «Основной» же сюжет.. ну, на самом деле не то чтобы плохой. «Настоящего» главгероя, Дэзмонда Майлса, похищют сначала тамплиеры, потом ассасины, и, пока он валяется в машине, считывающей память его многочисленных и разнообразных предков, вокруг происходит очередной эпизод многовековой борьбы тайных общств, несколько обострившейся из-за грядущего в ближайшем будущем апокалипсиса, предотвратить который могут помочь только артефакты древней, двно вымершей цивиллизации. Иногда Дэзмонда из машины выпускают, поразмяться и принести пользы общему делу. Такой себе замешанный на конспирологии, бредовых теориях про древние цивилизации и НФ триллер\боевик. Любителям всего вышеперечисленного наверняка понравиться. Есть злобная корпорация, контролирующая современное общество, есть отважное сопротивление, погони, стрельба. Есть большая загадка – что, собственно, случилось с цивилизацией, оставившей артефакты-частицы Эдема, и как она связана с человечеством. Суровых конспирологов наверняка порадует обилие символизма – вернее не символизма, а символики. Зато разнообразной – от всевидящего ока до глаза Гора, всякие известные и не очень, оккультные и не совсем, символы распихали везде где только можно. Особого значения они не имеют, но нагнетению атмосферы способствуют. К сожалению, всё это роскошество гробиться двумя проблемами – унылым главгероем (по сравнению со своими предками Дэзмонд – позорище) и тем, что чёртовы интерлюдии вторгаются в игровой процесс, принудительно выдергивают игрока из истории – ради которой в это и играют — причем выдергивают в самые интересные моменты, и заставляют выполнять короткие, элементарные, скучные задания. Бесит невероятно. Ну и да, концовка. Обойдемся без спойлеров, но хотя бы упомянуть о ней необходимо – концовка истории Дэзмонда (в AC3) не просто убога, она оскорбительно убога. Серьёзно, такое ощущение что сценаристы придумали идеальную концовку – красивую, интересную, значимую – а потом почесали репу и намеренно сделали настощую концовку максимально непохожей.

Assassin’s Creed 4

После откровенно скучного AC3, после убогой концовки истории Дэзмонда, выход очередной серии в положенное время, через год, не слишком обнадеживал. С чего бы вдруг после трех не слишком впечатляющих игр появилось что-то хорошее? Но то ли разработчиики учли печальный опыт прошлых частей, то ли просто повезло и звезды удачно сошлись — вместо очередной серии всего того же самого вышел AC4. Пожалуй, лучшая игра во всей серии, наравне со второй частью.

История:
История AC4 отличается от предыдущих частей, да и вообще от большинства игровых сюжетов, не только и не столько сеттингом (хотя золотой век пиратства — это очень круто) и набором событий (хотя и они здсь на порядко интересней и важней чем в третьей части). Главное отличие здесь в общем фокусе истории. Движущей силой предыдущих серий всегда были события, персонаж же оказывался в них втянут (в силу обстоятельств или по собственному желанию). Если воспринимать историю AC4 так, то она кажется какой-то путаной и вообще непонятной. Многое из происхдящего вообще никакого отношения к тамплиерам, ассасинам, древним цивиллизациям и прочему вообще не имеет. Что вообще такое, тамплиеры замыслили очередной злобный план захвата власти над миром, а герой, понимаешь, носится, корабли грабит, друзей спасает, а то и вовсе в тюрячке сидит, и только изредка встречается с ассасинами, которые его хоть немножко держат в курсе происходящего. А всё потому, что в отличие от прошлых частей все эти глобальные конфликты и вселенские тайны здесь вовсе не главное. AC4 — первая из игр серии, где фокусом сюжета является персонаж. Это история Эдварда. От рядового матроса на пиратском корабле, до грозного капитана и со временем — спокойной, богатой пенсии в родной Англии. Со всеми успехами, и всеми трагедиями. Смерть Черной Бороды, к примеру, вообще практически не касается всей это конспирологической мути, но критически важна для развития Эдварда, и ей уделяется соответсвенно много внимания. Такой подход оказывается на удивление удачным и придает AC4 куда больше индивидуальности, чем все ухищрения, с помощью которых пытались как-то разообразить AC3. А поскольку протагонисту и его взаимоотношениям с окружающими красочными персонажами уделено столько внимания, игроку гораздо проще с ним идентифицироваться, так что даже незначительные с точки зрения глобального сюжета события кажутся важными и запоминаются. Тем более что AC4 изобилует великолепно сделанными сюжетными сценами, среди которых есть несколько действительно сильных. В первую очередь вспоминаются, опять же, смерть Черной бороды и, конечно, потрясающая концовка. Таких трогательных и по доброму грустных сцен не то что в играх, их и в кино, и вообще в любой культурной продукции мало.

Протагонист:
Эдвард не похож на предыдущх протагонистов, и в этом его сила. Во-первых, ассасином его можно назвать с очень большой натяжкой. Достаточно вспомнить о том, как герой обзавелся фирменным костюмчиком с капюшоном. Альтаир ладно, у него это униформа, которую ему начальство выдало. Эцио нашел тайник со снаряженим казненного отца — эпическая сцена в наличии. Коннор вынудил старика Ахиллеса его обучить, и по окончании обучения заслужил право на ассасинское снаряжение — эпическая сцена в наличии. Эвадрд прирезал предыдущего владельца костюма с целью порыться у него в карманах, и решли что не оставлять же хорошую одежку пропадать. Альтаир служил братсву, Эцио и Коннор мстили за близких. Глобальная цель Эдварда — натырить как можно больше бабла, по возможности не заморачиваясь честным трудом, и жить в свое удовольствие. Остальные — в первую очередь ассасины, Эдвард — в первую очередь пират. Эгоистичный, саркастичный, жизнелюбивый и лишенный пафоса. И при этом, несмотря на всё вышесказанное — не то чтобы законченная скотина. При всей эгоистичности, Эдварда таки периодически посещают угрызения совести.,Несмотря на суровую профессию пирата, он в общем не жесток и, если не выводить из себя — в целом добр. Его привязанность к оставленной в Англии жене трогательна, и да, он в этом конечно не признается, но романтика свободы, сопутсвующей жизни пирата ему совсем не чужда. Да и не совсем он безответсвенный, всё-таки. Мог бы и проигнорировать ассасинов, которых невольно подставил в начале игры, и спокойно пиратсвовать, но нет — подставлять ни в чем (кроме заказных убийств) не повинных людей ради собственной выгоды Эдвард всё-таки не станет. Приятный, по человечески понятный и в целом симпатичный парень. Ещё и с хорошим чувством юмора и здоровым скептицизмом. Отличный чувак, в общем.

Геймплей:
Практически все нововведения AC3 с треском провалились. В AC4 всё наоборот — практически все нововведения безусловно удачны. Главное из них, конечно, море. На корабле проходит большая часть игры, и это замечательно. В серию вернули свободу действий, невиданную со второй части. Никаких вам «туда не ходи, сюда ходи» — сразу по окончании вводной\обучающей сцены, с момента прибытия в Гаванну, игрок совершенно свободен заниматься чем угодно — пиратсвовать, грабить, исследовать руины или многочисленные острова, охотиться, выполнять побочные задания, собирать всякую фигню и т. д. Городской геймплей по прежнему ограничен, но в этой части этого и можно было ожидать — в конце концов, города на Карибах в это время не назовешь мегаполисами. Бегать по крышам пальмовых хаток и глинобитных хижин можно сколько угодно, кстати, просто большого смысла в этом нет. Зато море… Оно большое, и в нем нет границ. В смысле в игре строго говоря всего четыре локации — три города (небольших), и море. Зато море усеяно островами разного размера, обитаемыми и не очень, фортами, убежищами контрабандистов и так далее. И делай с ними что хочешь. Хочешь — подходи на корабле, причаливай и сходи на берег с достоинством. Хочешь — отходи от штурвала, прыгай в воду и плыви к острову, и дальше делай там чего хочешь. А то можно и вовсе развернуться к острову бортом и пальнуть из корабельных пушек. Особенно весело, когда англичане с испанцами на каком-нибудь островке рубятся, а ты вместо того чтобы высаживаться и вмешиваться ждешь, пока не останутся один-два победителя, а потом этих победителей того самого, из пушки. Хочешь — найди вражеский корабль на якоре, подплыви к нему, сними стражу, перержь всех пока спят, и забери корабль себе. Даже охотиться на островах довольно весело, не говоря уж о возможности устроить китобойный промысел. Хотя китов конечно жалко, особенно учитывая с каким натурализмом показан процесс охоты на них.
Море вообще довольно оживленное. Почти всегда на горионте маячат два-три паруса. Их владельцев можно ограбить, а можно и не ограбить, но лучше всё-таки ограбить. Командой пополнить свой экипаж, а сами корабли захватить и отправить торговать, принося ценную прибыль и другие ништяки.
Всякая побочная активность, от захвата фортов до коллеционирования песенок, не только интересна сама по себе, но и приносит ощутимую выгоду (кроме собирания песенок, но зато каждую найденную песенку немедленно начинает петь команда родного кораблика, чтоб плыть было не скучно, а это тоже круто). Особенно радуют поиски зарытых сокровищ. Не только потому что сокровища как правило ценные, но и .. ну.. пираты! Карты, на которых крестиком омечено, где зарыт сундук! Сокровища!
Добавить к этому разнообразные и интересные сюжетные задания и прекрасно проработанный, захватывающий морской бой — не то чтобы совсем серьёзный, но все же требующий определенного навыка и умственных усилий, так что и аркадным его не назовешь — и получается такой коктейль, оторваться от которого положительно невозможно. И даже боевая система не раздражает — наемный убийца, вместо скрытности и хитрости полагающийся на способность перебить в открытом бою пару сотен человек раздражает, но Эдвард-то не ассасин, и формально не станет таковым до почти самого конца игры. А пиратский капитан, во время абордажа (а процентов 80 всей боевки в игре — именно абордаж) рябящийся двумя саблями и палящий из всех стволов это, может, и не реалистично, но странным образом фундаментально правильно.

В целом:
В целом, AC4 — это очень круто. История, лишенная тематической глубины первой части, отличается зато фантастической проработкой протагониста, которую сопровождает пусть не самый оригинальный, но достойный «событийный» сюжет, ещё и показанный с необычной точки зрения, от лица «постороннего», не имеющего к конфликту, лежащему в основе серии, прямого отношения. Игровой процесс же проработан не хуже, чем во второй части, и при этом значительно разнообразней. В общем четвертая часть прекрасно показывает, как хороши могут быть игры этой серии, если разработчики решают не лениться и не повторять заунывно год за годом одно и то же.

Assassin’s Creed: Unity

Unity — огромное разочарование. По сравнению с потрясающим AC4 — шаг назад. Даже не один, наверное. Вместо свободы и разнообразия — ограниченные и однотипные задания, повторяющиеся до бескончености. Вместо интересной истории симпатичного главного героя — очередная стереотипная байка про тайные общества, чем-то неуловимо напоминающая переработанную вторую часть, со скучным протагонистом.
Нет, удачные моменты тут тоже есть. Возвращение к традиционному городскому геймплею после двух игр, проведенных вдали от больших городов, радует. Тамплиеры и ассасины показаны одинаково разнообразными — среди ассасинов находятся упертые фанатики, а среди тамплиеров — достойные разумные люди. Ролевая система — необходимость «покупать» за экспу некоторые способности, могла бы оказать интересной, но на деле слишком бедна. А вот невозможность таскать с собой сразу всё возможное оружие — и вовсе отличная идея. Возможность выбора, что использовать в конкретной миссии — винтовку, или меч и пистолет, или вовсе какую-нибудь гигантскую мозгодробилку, это хорошо. Некоторые из дополнительных заданий, в основном расследования убийств, интересны. Но в целом — всё равно шаг назад. Если бы Unity вышла сразу после третьей части, серия AC могла бы этого и не пережить. Такое ощущение, что деградация серии, начавшаяся ещё с Brothrhood, продолжается, а AC4 — счастливая случайность.

Впрочем, у Ubisoft есть ещё шанс доказать, что всё не так плохо — если Syndicate не окажется очередной порцией того же самого в новой обертке, то может чего интересного из AC ещё и выйдет. Если же нет — ну, 7 игр из которых 2 великолепных и ещё 2 неплохих, уже хороший результат.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s