История варгеймов-5: Тони Бат, Гэри Гайгакс, Средневековье и D&D

Posted: Декабрь 24, 2015 in Games
Метки: , , , , ,

IMG_0834

Не все исторические периоды одинаково популярны. Особенно если речь идет о варгеймах. В принципе так было и в самом начале. Ещё в «Маленьких Войнах» Уэллса речь идёт об очевидно современных ему армиях – с пулеметами и артиллерией. Мировые войны и Наполеоника пользуются неизменной популярностью Вообще Новое Время народ любит. Гораздо меньше поклонников у Древнего Мира, и ещё и того меньше  — у Средневековья. Тем не менее, немногочисленные, но активные и упорные поклонники этих периодов внесли свою лепту в развитие варгеймов – как исторических, так и (особенно) фэнтезийных. Не говоря уж о разросшейся непомерно индустрии ролевых игр, которая выросла как раз из варгеймов по Средневековью. Скорее даже из одного конкретного варгейма, но об этом чуть ниже.  Сначала нужно сказать хотя бы пару слов о Тони Бате.

Тони Бат

Тони Бат

  Родился в 1926, во время войны служил в британской армии, а вернувшись активно занялся собиранием миниатюр и играми с ними. Правда, правила ему пришлось придумывать самостоятельно – практически никто из активных игроков\разработчиков (на тот момент практически неразделимых) Древним Миром не занимался, и правил под него нормальных не было. Бата же интересовал именно Древний Мир. Нашлись и браться по разуму, пусть и немногочисленные – как в родной Британии, так и за океаном. Так появилась одна из самых «почтенных» варгеймерских организаций, Society of Ancients. Президентом его стал Дэрек Гайлер, сам же Бат взял на себя роль казначея и редактора «Slingshot», собственного журнала SoA. Работа редактора тогда правда сильно отличалась от современной – по сути Бат занимался тем, что перепечатывал поступающие рукописные статьи, самостоятельно размножал их с помощью жутковатого древнего агрегата, скреплял и рассылал по почте. К счастью, у Бата были жена и дочь, которые активно помогали отцу семейства (жена Бата и её влияние на развитие варгеймов  вообще заслуживают отдельного текста). Общество существует и активно работает до сих пор – их усилиями изданы и доступны всем желающим (за умеренную сумму) куча хороших книжек по варгеймам, включая многие «классические» работы. «Slingshot» тоже успешно выходит по сей день.

А правила Бата, опубликованные Доном Фэзерстоуном в 1966 году оставались

"История Хайбории" Бата

«История Хайбории» Бата

основополагающими правилами для игр по Древнему Миру несколько десятилетий. Правда, написаны они были для плоских миниатюр немецкого производства – потому как других по Древнему Миру просто не было. Хуже того, даже они в Англию не экспортировались, так что Бату приходилось привозить их из Германии – вернее, выкупать у возвращающихся из Германии знакомых, армейских и не только, а потом кустарным способом копировать. Со временем появились нормальные миниатюры британского производства, не в последнюю очередь усилиями самого Бата, ставшего менеджером в компании Minifigs – первой, начавшей производить фигурки по Древнему Миру и Средневековью в масштабах 25 и 15 мм. Правила Бата в этих условиях несколько устарели, но в обновленной форме прожили ещё долго. А кое-какие их идеи были успешно усвоены многочисленными последователями. В частности, в правилах Бата впервые использовались индивидуальные спасброски, определяющие, какие из попаданий по отряду оказываются смертельными.

Ещё одно важное нововведение Бата – методика проведение кампаний. Последовательности игр, объединенные некоторым общим нарративом, проводились и раньше, но Бат развил идею, как никто до него. Вместо условной карты, придающей настольным сражениям некоторую видимость контекста, почтовая кампания Бата «Хайбория» (понятно на чем основанная) превратилась в самую настоящую историю. «Вестник Шадизара», почтовая рассылка/дневник кампании включал «не только тактическую и экономическую информацию, но и политику, преступления, мошенничество, сплетни и иногда довольно приличную эпическую поэзию» (Фил Баркер, некролог Тони Бату, 2000). В кампании участвовали практически все серьёзные варгеймеры, интересовавшиеся Древним Миром – на тот момент чуть ли не полсотни человек – а её проведение стало образцом того, как вообще надо проводить масштабные кампании. «Хайбория» создавалась под явным влиянием классического фэнтези, и в ней неизбежно появились первые элементы отыгрыша, первые попытки совместного создания истории. Следующий логический шаг очевиден.

Герой в молодости

Герой в молодости

Гэри Гайгакс, несмотря на молодость, был в мире варгеймов довольно известной личностью – основанная им, Биллом Спиром и Скоттом Дунканом в 1967 Международная Федерация Варгеймеров  активно росла, самиздатовские журналы пользовались популярностью, и вообще дело набирало обороты. В 1967 в торжественной обстановке прошло первое организованное Гайгаксом сборище (позже известное как Gen Con 0). Роль торжественной обстановки выполнял подвал Гайгакса. Впрочем, уже в следующем году первый Gen Con проходил уже в нормальном помещении, да и народу было ощутимо больше двадцати человек, набившихся в подвал Гэри. В 1969, на втором Gen Con, Гайгакс познакомился с Дэйвом Арнесоном, будущим соавтором D&D. А в 1970 Гайгакса вышибли с работы – что и предсказуемо. К тому моменту Гайгакс был одним из главных деятелей IFW, основателем Lake Geneva Tactical Studies Association (со штаб-квартирой всё в том же подвале), и активно придумывал игры. Как уж тут найти время на скучную работу в страховой фирме. Новую работу он нашёл через несколько месяцев, уже в качестве гейм-дизайнера, а в промежутке успел придумать, записать и издать правила «Chainmail» – одного из немногих варгеймов, специально созданных под Средневековье. Переиздание «Chainmail» 1971 года стало первой «профессиональной» работой Гайгакса. А заодно одним из самых влиятельных варгеймов вистории. «Chainmail» оказалась на удивление многослойной и разнообразной штукой – хотя и довольно беспорядочной. Гайгакс собрал кусочки правил, появлявшихся в многочисленных «подшефных» ему фанатских журналах, собственные идеи и работы предшественников – в первую очередь Тони Бата. Вообще в правилах «Chainmail» было много новог ои интересного – к примеру вполне удобная система dice pool появилась именно там, а не в Shadowrun. В общем хорошая вышла штука, и обсуждать её достоинства можно долго. Но тогда публике больше всего понравилось, что помимо привычного варгейма имелись правила для поединков, турниров и – что особенно важно – фэнтези. Целое приложение было выделено под интеграцию в «Chainmail» элементов… ну, давайте смотреть правде в глаза – элементов «Властелина Колец». Позже D&D отошло довольно далеко от толкиновского канона, но поначалу Гайгакс особо и не скрывал откуда спёр большую часть своих монстров, магии и прочих неортодоксальностей. Вот этот фэнтезийный раздел и использовал Дэйв Арнесон для проведения игр в собственном сеттинге, Blackmoor. Правила, понятное дело, постепенно допиливались и дописывались. И Арнесон, и Гайгакс замечали, что, хотя они по прежнему любили варгеймы, им в общем то очень даже нравилось рулить не огромными армиями, а отдельными персонажами. И даже не столько рулить, сколько рассказывать истории с этим персонажами. Постепенно варгеймовый аспект Blackmoor как то немножко отвалился. Арнесон первым додумался до многих идей, составляющих самую основу современных ролевых игр – от подземелий, исследование которых жизненно важно для большинства классических ролевок, до таких фундаментальных концепций как ДМ (нейтральный судья и рассказчик) и сам механизм описания действий персонажа от первого лица, обеспечивающий развитие историй и «внутриигровые» диалоги. «Chainmail», но уже с поправками Арнесона, соавторы скомпилировали, пригладили, сделали красивый буклетик и разослали нескольким компаниям, которые могли бы быть заинтересованы в публикации. Буклет был гордо озаглавлен Dungeons &

О да, детка

О да, детка

Dragons, и появление его ознаменовало собой рождение настольных ролевых игр в сегодняшнем понимании. Впереди были первые, поначалу неуверенные попытки основать собственную компанию – Tactical Studies Rules, TSR, совместно с Доном Кеем. Компания несмотря на проблемы с финансированием, была успешно основана в 1972. Штаб-квартирой стал всё тот же подвал. Впереди была и кропотливая работа – первые 1000 коробок первой редакции D&D собирались вручную — и беготня с рекламой, и целая серия финансовых затруднений. И безвременная смерть Кея, которому ещё и сорока не было. Несмотря на все эти неурядицы, и многие последующие, D&D таки обрело популярность, и TSR процветала, по крайней мере до начала восьмидесятых, когда начались неизбежные финансовые трудности. Гайгакс, уйдя из TSR продолжал придумывать игры и приключения к ним, до самой смерти в 2008 году. А D&D живет и процветает до сих пор – хотя после четвертой редакции насчет «процветает» есть сомнения. Зато выросшая из неё индустрия ролевых игр точно процветает – количество и разнообразие современных ролевок поражает. И всё благодаря паре варгеймеров, которые решили что неплохо бы добавить в свои игры немножко истории.

Герой в старости. Всё равно узнаваем.

Герой в старости. Всё равно узнаваем.

Парадоксально, но отколовшиеся от варгеймов РПГ приобрели, пожалуй, большую популярность чем «прародители». Но варгеймы никуда не делись, и продолжали развиваться – зачастую усваивая некоторые черты «соседствующих» с ними ролевых игр. Особенно активно развивались и развиваются появившиеся благодаря всё тому же «Chainmail», фэнтезийные и фантастические варгеймы. Но это, наверное, уже для следующего раза.

Для интересующихся:

Society of Ancients

А вот здесь вроде бы есть pdf книжек из первой коробки D&D

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s